Разберись в себе

Откуда плывет «Синий кит»?

Подростковый возраст – один из наиболее кризисных периодов жизни, характеризующийся уязвимостью, неустойчивостью настроения, неадекватным поведением. Ребенок повзрослел, но сам он в этом не уверен окончательно, потому ищет доказательства своего нового статуса, а родители не задумываются, что началась новая жизнь. Ребенок не делится своими переживаниями, скрывает личную жизнь, замыкается, его поведение становится непонятным, часто пугающим, и для этого иногда есть серьезные основания: еще свежа в памяти жутковатая история с загадочной игрой «Синий кит», которая подстерегает подростков на просторах интернета.

Как же не потерять взрослеющего ребенка? Первая тетрадь дневника, который я начала вести в 12 лет и веду до сих пор, начинается фразой: «Мой папа не пустил меня в кино!». Сегодня в мои почти 40 лет я чувствую в ней боль, выходом для которой был дневник. Нам часто не удается понять, что проблемы наших детей связаны с возрастом. Нам свойственно забывать о своем детстве, ведь там было много испытаний, боли, и память это вытесняет. Если же все-таки мы помним, то часто не осознаем разницу между поколениями. Я могла изливать свои чувства на бумагу, сегодня же мало кто из подростков выбирает этот путь – время информационных технологий подсказывает другое: они чувствуют тоже, что и мы в свое время, но в отличие от нас идут в интернет и находят разное, в том числе игру «синий кит» и ей подобное.

На одной из консультаций мама подростка, жалуясь на сына, сказала, что в ее детстве ничего подобного не было, а во время беседы мы выяснили, что и конфликты с родителями у нее случались, и в рискованные ситуации она попадала. Когда она это вспомнила, то сама себе удивилась. Прояснение своего прошлого помогло наладить диалог с ребенком, понять его потребности и тревоги.

Почему подросток замыкается в себе? Он думает: «Я другой», «Взрослым меня не понять». Что если подро сток общается только со сверстниками? Это хороший знак, более того, если подросток общается со взрослыми, избегая общения со сверстниками, – это сигнал о том, что у него, возможно, есть психологические проблемы.

Подростку важно понять, чего он хочет, и выбрать самому. Взрослому нужно показать возможности, но с терпением, любовью и доверием, которые станут опорой подростку. Зачастую это трудно из-за агрессии подростка, которая может проявляться как явно (грубость, драчливость), так и скрыто (молчаливая агрессия). Это один из способов ответить на вопросы: «Кто я?», «Где моя территория?» и защитить ее от вторжения.

Есть несколько основных потребностей подростков, которые могут быть причиной агрессивного поведения, которые я наблюдала в моей практике в качестве психотерапевта:

Внимание! Если подросток говорит без разрешения, опаздывает в школу, издает странные звуки, которые отвлекают весь класс и учителя, рассказывает обо всем плохом, что он сделал, цель его - получить больше внимания: плохое поведение – единственный его источник.

Независимость. Потребность в ней выражается как открытое инакомыслие и отказ следовать правилам. Если в общении с подростком мы будем анализировать наши чувства, то чувство раздражения укажет нам, что основной причиной агрессивного поведения является привлечение к себе внимания и потребность в независимости.

Власть. Для некоторых подростков это чрезвычайно важная потребность, которая может иметь положительные и отрицательные аспекты. Родители и учителя должны сделать так, чтобы подростки чувствовали себя значимыми в их повседневной жизни. Потребность во власти опознается через такие чувства, как чувство опасности, угрозы и незащищенности.

Месть. В том случае, когда попытки получить внимание и власть провалились, подростки могут искать другой путь проявления. Они будут стремиться отомстить учителям, родителям и одноклассникам любыми способами. В общении с подростком, мотивом агрессивного поведения которого является чувство мести, у нас возникает чувство гнева и страх.

Бегство от боли. Чтобы избежать боли, подростки могут прибегать к крайностям: намерение так сильно, что то, как выглядит их поведение или как оно повлияет на других, их не волнует. Это отказ от всех первичных потребностей, в число которых входят и инстинкт самосохранения, и различные игры с опасностью и смертью, в том числе и пресловутая игра «Синий кит». Изучая причины плохого поведения подростка или мотивы суицидальных стремлений, проанализируйте: не испытывает ли он боли?

Статус. Подростки очень нуждаются в выражении своего статуса, особенно те, которые хвастливы, обидчивы, обозлены.

Автономность. У подростка есть потребность иметь свой собственный образ жизни и определять правила. Любое игнорирование взрослыми потребности в выстраивании своих смыслов и своей философии ведет к психологическим проблемам.

Как наладить контакт с подростком и поддержать его, чтобы в трудное время не дошло до суицидальных настроений?

Я выделю три ключевых действия:

1. Обучайтесь и обучайте

Обучайте на личном примере. Необходимо быть интересным своим детям, спонтанным. Удивляйте их! Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и авторитетным.

Что привлекает подростка во взрослом? Сила, а не насилие. Знания, а не назидания. Привлекают его и умения, например, папа умеет чинить кран, водить машину, кататься на сноуборде, а мама знает, как делать декупаж, печет торты, пишет рассказы. Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на детей, чем долгие нравоучительные беседы.

Рядом с подростком необходимо расширять кругозор, иметь жизненную позицию, развиваться не только профессионально, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть носителем человеческих достоинств и ценностей.

Фразы: «Давай пойдем», «Я тебя записала на курсы», «Давай посмотрим», «Давай съездим», «Давай я тебе куплю/принесу/сделаю» мешают обрести не обходимую свободу. Ему надо научиться самому говорить: «Я пойду», «Я запишусь», «Я хочу», «Мне нравится».

2. Беседуйте

Проявляйте инициативу, не затаивайте обид. Учитесь объяснять просто и с пониманием. Больше разговаривайте с подростком о своей работе, его делах, трудностях, друзьях и учителях. Необходимо внимание, любовь, понимание, что в любой ситуации он может рассчитывать на ваш совет и помощь.

Не избегайте разговоров на некоторые запретные темы. Уклончивая или искаженная информация вызывает у подростка необоснованную тревогу. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы.

3. Будьте искренними

Подростку необходимо научиться управлять своими эмоциями. Не оберегайте его излишне от семейных трудностей. Если кто-то тяжело заболел, умер, если есть материальные проблемы – все это подростку необходимо пережить, участвовать в этом, чтобы душа закалилась и стала более чуткой, чтобы он учился находить выход из трудной ситуации. Умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого в том, чтобы научить подростка противостоять действительности, а не убегать от нее.

Не обманывайте, выполняйте обещанное. Если вы поняли, что ошиблись или были не правы, настаивая на своем, признайтесь в этом сначала себе, а потом и подростку. Доверие рушится быстро, а наладить его снова трудно.

Откуда же на самом деле взялся «Синий кит»? Искать его следы нужно в семье. Когда нет доверия и поддержки, которые необходимы ребенку для взросления, то оно становится трудным, подчас невыносимым для подростка.

Если вы пусты, то подросток уйдет туда, где есть возможность почерпнуть знания, умения, понимание, теплоту, доверие, любовь, а подчас и то, что он по неопытности может принять за них, вот тогда стоит всерьез опасаться за его жизнь и безопасность.

Лукина Е.,

психотерапевт в методе

позитивной психотерапии,

г. Львов.

Консультации по skype,

обращайтесь lukina.elena1957



Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика