Страницы истории

Любимые ароматы наших бабушек и мам


Первая советская парфюмерия появилась в 20­х годах прошлого века. Производство было основано на старинных фабриках французской парфюмерии, которые существовали в России с XIX века.

С приходом советской власти фабрики были национализированы и переименованы. Выпуск парфюмерии был поручен специальному тресту «Жиркость», и вскоре на флаконах парфюмерии стала появляться революционная символика и рельефное обозначение «ТЭЖЭ». Сокращенное название треста «ТЭЖЭ» звучало как­-то по­-французски и приманивало миллионы советских женщин, скупавших парфюмерию этого синдиката. Одной из самых известных была парфюмерная фабрика «Брокара», переименованная после Октябрьской революции в «Государственный мыловаренный завод №5», а в последствии в «Новая заря». В то время на фабрике работал знаменитый парфюмер Август Мишель, создавший в начале ХХ века известный аромат «Букет Императрицы».

 


В 1925 году этот аромат был трансформирован с добавлением новых синтетических ингредиентов в совершенно другие духи – «Красная Москва», а упаковка и флакон созданы известным графиком Андреем Евсеевым.
Дизайн остается неизменным до сегодняшнего времени. Аромат «Красной Москвы» состоял из огромного количества компонентов и включал в себя нотки жасмина, розы и пряностей. Название многие связывают с советской символикой, но это не совсем точно. Изначально в русской истории слово «красное» означало что­-то красивое (красна девица, красно солнышко), и именно этот смысл был вложен в название «Красной Москвы». Духи были очень популярны в 20­30­е годы, но имели один недостаток – ими пахли все. «Красная Москва» стала визитной карточкой не только советской парфюмерии, но и всей страны.

 

В 1958 году на Международной выставке­-ярмарке в Брюсселе «Красная Москва» была удостоена золотой медали. А в 2000­м году (42 года спустя!) на Международной выставке­-ярмарке парфюмерной продукции в Москве – снова Гран­-при. «Букет Императрицы» оказался воистину бессмертным.

 

Другим известным ароматом страны стали духи «Красный мак», выпущенные в 1927 году к 10­летию Октябрьской революции. Их пряный опиумный запах был связан не только с Китаем, но и с премьерой балета «Красный мак». Но в отличие от балета духи завоевали народную любовь.

 

Еще одним ароматом времени стали духи под энциклопедическим названием «Ландыш серебристый». Они начали выпускаться ленинградской фабрикой «Северное сияние» в начале 1940­х гг. и, в отличие от шикарной «Красной Москвы», считались ширпотребом. Это был типично дневной парфюм – с душистым, свежим и в то же время стойким цветочным ароматом лесного и садового ландыша. В нем, как и в других отечественных духах, содержался немалый процент чистого спирта, поэтому на его основе народные умельцы готовили алкогольные коктейли. Пользовались этими духами и в лечебных целях. Считалось, что их запах успокаивающе действует на центральную нервную систему и избавляет от головной боли, поэтому надушенными «Ландышем» носовыми платками советские дамы часто лечили мигрени.

 

Были в 70­х годах концентрированные духи «Лесной ландыш», которые стоили 6 рублей. В конце 50­х годов появляются парфюмерные наборы, оформленные как дорогие шкатулки: «Голубой ларец», «Черный ларец», «Кремль». Эти ароматы, отличались внешним оформлением, формой флакона.

 

В Советском Союзе были популярны духи «Пиковая дама». А в наборе «Малахитовая шкатулка» в коробочке под малахит на атласе располагались три флакона – «Алмаз», «Сапфир», «Аметист». Согласитесь, красота! Или вот – духи «Лель», одна коробочка чего стоит! У многих девочек были такие… Выбросить рука не поднималась…

 

Очень популярны были духи с ароматом сирени. Самыми известными и любимыми были «Рижская сирень». Флакон стилизован под листок сирени. Дефицит был страшный, привозили из Прибалтики. Это продукция фабрики «Дзинтарс», которая славилась многими ароматами: «Тайна рижанки», «Дзинтарс­21», «Колдунья», «Кристина».

 

Нельзя не вспомнить такие популярные духи «Новой зари», как «Тет­а­Тет», они стоили 15 рублей, и их обычно дарили на 8 марта или день рождение. Ну и, наконец, духи, которые обожали все советские женщины –«Клима» (Climat). Это Франция, стоили 25 рублей за флакон, туалетная вода. Парфюмированная вода появилась гораздо позже, тогда были только духи! И эти духи были мечтой.

 

Елизавета Тенькова

 

 



Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика